Народная медицина у современных ассирийцев восходит к временам глубокой древности. С незначительными модификациями она сохранилась до наших дней. Исследовательница ассирийских обычаев и традиций Сурьма Д’бейт Маршимун писала в книге о традициях ассирийской церкви (Лондон, 1920), что современное магическое искусство и медицинские формулы ассирийцев практически совпадают с соответствующими текстами клинописных глиняных табличек из библиотеки древнеассирийского царя Ассурбанипала. Например, чтобы уберечься от «злого глаза», ассирийцы с раннего детства носят обереги и талисманы с цитатами из Ветхого и Нового Заветов, которые пришли на смену древнеассирийским талисманам. Как правило, обереги представляют собой голубые бусинки, надетые на прочную нитку.
Чтобы предупредить болезнь или остановить ее, используют буквы, которые входят в имя данного человека. У ассирийцев каждая буква алфавита имеет числовое и мистическое значение, которое связано и с болезнями человека, с продолжительностью его жизни. К числу, безусловно, магических приемов следует отнести способ лечения острого радикулита. Больной, которому не помогают никакие другие меры, ожидает, когда где-нибудь в округе родятся двойняшки. Он идет в этот дом и ложится за порогом с внешней стороны дома. Мать близнецов должна наступить на больное место голыми ступнями и немного потоптаться. Затем больной должен уйти и никогда об этом никому не рассказывать. Некоторые медицинские рецепты выглядят достаточно естественно. Так, при сильном кровотечении из носа человеку дают курить табак (суживающий сосуды). Если это не помогает, то берут очень холодную воду и льют ее на второй и третий шейные позвонки.
А при головных болях на эти позвонки льют горячую воду, расширяющую сосуды. При повышении кровяного давления ассирийская народная медицина рекомендует осторожно расцарапать маленький кровеносный сосуд в носу — вариант кровопускания. Если у человека золотуха (цдра), то берут медный купорос (шабун мильта), толкут его в мелкий порошок, смешивают с простоквашей (маста), обмазывают этой смесью голову и так держат три дня. Затем подсохшую массу снимают вместе с волосами, которые отделяются от кожи легко и безболезненно. Золотуха проходит, а волосы постепенно вырастают. Если на теле появился нарыв (зарькикта), то делают мальгам (воск с медом — шамма д’душа), накладывают на нарыв и перевязывают на несколько дней. Нарыв прорывается или безболезненно исчезает. Одна из древнейших форм народной медицины — диета, или пост. Сейчас ассирийцы соблюдают общецерковные христианские посты. В эти дни едят только овощи, фрукты, рыбу и хлеб, покрошенный в подсолнечное или оливковое масло. Если посты знакомы многим народам, то этого не скажешь о лечении легким прикосновением рук или бесконтактным массажем. Между тем, в древней Ассирии существовала целая категория целителей, лечивших больных только этим способом. У этих врачей была даже своя покровительница — богиня Бау. Древние методы лечения передаются из поколения в поколение.
Комментарии