По результатам новой научной работы, проведенной в Стэнфордском университете, методика речевой терапии с названием PRT (обучение основным реакциям или опорным навыкам) помогает детям с РАС и ЗРР (задержка речевого развития) лучше, чем все, известные ранее.Ребенок с РАС имеет сниженную мотивацию к общению. Родители используют инстинктивные попытки «разговорить» ребенка, однако довольно часто они не приносят результата. Новая методика PRT позволяет взрослым освоить техники, которые вовлекают детей с РАС в процесс коммуникации.Основной навык в данной методике – научение родителей созданию таких ситуаций, в которых ребенок замотивирован коммуницировать.Научная работа длилась 6 месяцев. Участниками были 48 детей 2-5 лет с диагнозом аутизм с выраженной ЗРР, «неречевых».
Для половины детей была выбрана методика PRT, используемая как специальными профессиональными речевыми терапевтами, так и родителями детей, прошедшими обучение.В контрольной группе применяли иные методы терапии, которые были использованы до эксперимента – прикладной анализ поведения, тренинги с логопедом.Первые 3 месяца группа PRT получала 10 часов в неделю методики основных опорных навыков с квалифицированным речевым терапевтом, а также раз в неделю родители проходили тренинг применения методики в домашних условиях.
Во второй части, на этапе следующих 12-ти недели время обучения сокращалось в два раза.Итоги нашей научной работы по применению методики обучения основным реакциям воодушевляет. Дети в данной группе не просто улучшили навыки общения, их социальные навыки оказались значительно более расширены в сравнении с исходным уровнем.В итоге дети из группы PRT говорили больше, чем в контрольной группе. Причем речь была понятна и посторонним. Это значимый маркер: у большинства детей с РАС и ЗРР невыраженная артикуляция, которая не дает понимать речь без привычки.
Важно!
Ученые также выявили, что самый большой эффект от данной терапии оказался среди детей с самыми тяжелыми формами задержки речевого развития. И это очень важно: существует множество методик, которые хорошо работают при высокофункциональном аутизме, но практически бесполезны в другом конце спектра.Еще один важный вывод: ключевую роль в данной терапии могут играть родители. А это означает сокращение расходов на занятия и попытки найти специализированного терапевта поблизости.
Опыт родителей
В методике PRT специалист или родители выявляют интересы ребенка и с их помощью побуждают к коммуникации. Вот как это происходило в семье Пим, матери ранее неговорящего Джеймса.Если Джеймс хотел взять игрушку, Пим брала игрушку в руки и называла ее. За любую, даже неудачную (а поначалу все попытки были неудачные) попытку повторить ребенок получал игрушку.
Позднее его побуждали увеличивать количество слов: синяя машинка, «на старт, внимание, марш». Применение методики расширялось: если Джеймс хотел пить, ему показывали чашку и побуждали сказать слово. Так ребенок обучался выражать свою потребность пить словами.
Пим, мама Джеймса, говорит, что «раньше сын не только ничего не просил словами или звуками, он также не использовал жесты, чтобы указать, что ему нужно. Методика PRT помогла появиться его словарному запасу, а затем увеличить его и использовать во взаимодействиях с окружающими. Мы начали понимать, что ему хочется взять или сделать.»
Кроме такой коммуникации появился и еще один эффект: Джеймс все реже стал раздражаться, уменьшилось количество истерик. Если раньше ребенок не умел выражать свои чувства и по возвращении матери с работы начинал драться и рыдать, потому что он скучал, то теперь он может сказать это словами.Хотя методику с Джеймсом начали использовать несколько лет назад, но ее применение не останавливается. Теперь ему 8 лет, он ходит в общеобразовательную школу, но в поддержании разговора Пим часто использует те же техники, чтобы помочь выразить мысли словами.
Комментарии